В помощь приёмным семьям

Адаптация приемного ребенка.

Адаптация в новой семье – это всегда двусторонний процесс, так как привыкать к изменившимся обстоятельствам приходится всем членам семьи.

Взрослый сформировавшийся человек испытывает стресс при изменении условий своей жизни (смена работа, перемена места жительства). В этой ситуации человек начинает перестраиваться, происходит не всегда простой процесс привыкания. Ребенок, попавший в новую семью независимо от возраста, испытывает схожие чувства. Это и переживание, и тревога, и растерянность, но вместе с тем, это и радость, и надежда. На процесс привыкания оказывают влияние те люди, которые оказались рядом. Именно от поддержки и помощи будет зависеть как быстро ребенок войдет в новую семью.

Адаптация – это острый период. Всегда. Не стоит питать иллюзий, что у вас все пройдет легко. Даже если вы долго к этому готовились, даже если ребенок, который входит в семью вам не посторонний.

В первые дни пребывания ребенка в семье закладывается и определяется многое. Важно быть рядом с ребенком, наблюдать, постепенно перестраивать его на тот ритм и уклад, который заведен в семье. Первым делом необходимо позволить ребенку освоиться в новом помещении, провести его по всему дому, рассказать, кому принадлежат вещи, кто, где спит. Обязательно следует показать ребенку его комнату или уголок, объяснить, что принадлежит лично ему (игрушки, кровать, одежда, средства личной гигиены). В процессе наблюдения за ребенком в этот период важно определить, насколько сформированы его бытовые и культурные навыки.

Адаптация в семье у разных детей проходит по разному. Большую роль играет возраст ребенка, качества его личности, а также прошлый опыт.

Опыт приемных семей показывает, что адаптация в приемной семье происходит примерно в течение года. Ее можно условно разделить на стадии.

На первой стадии все члены семьи полны надежд и стараются понравиться друг другу. Общую атмосферу можно оценить как благополучную.

Примерно через месяц наступает первый кризис. Нередко дети требуют, чтобы их вернули в детский дом. В основе подобных просьб лежат сложные чувства ребенка –  это боязнь зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль над ситуацией, и проверка ваших отношений. Вам стоит поговорить с ребенком, узнать, действительно, ли ребенок хочет вернуться, потом предложить подумать до утра. А утром сказать ребенку, что теперь его дом здесь, что всем хочется, чтобы он жил с ними, а в детский дом мы можем съездить в гости, раз ты соскучился. Как правило, после этих слов дети успокаиваются.

Для второго этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Создается впечатление, что ребенка будто подменили, т.к. у него резко ухудшается поведение, появляются истерики, демонстративное и тайное непослушание без видимых причин. Не стоит пугать – это закономерность. У вспышек негативного поведения может быть множество причин. Ребенок, возможно, боится, что повторится ситуация утраты, или горюет о своей кровной семье. Нередко, дети,  демонстрируя то, чему он научился в кровной семье, проверяет до каких пределов он может дойти в своем непослушании. Поведение ребенка становится нестабильным, изменения как в лучшую, так и в худшую сторону происходят неожиданно, волнообразно.

Важно отметить, что поведение других членов семьи тоже неидеально, нередко родители испытывают разочарование, начинают чувствовать себя неуверенно, сомневаются в правильности принятого решения. Подобные мысли особенно остры в первые 6 месяцев.

Рекомендации родителям, как помочь ребёнку привыкнуть к новой семье.

  1. Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет происходить дальше.
  2. Утешение. Если ребенок подавлен или проявляет другие признаки горя.
  3. Физическая забота. Любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем.
  4. Инициатива. Нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.
  5. Воспоминания. Ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно поговорить с ним. Если рассказ вызывает сомнения или смешанные чувства, помните – ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет.
  6. Памятные вещи. Фотографии, игрушки, одежда – все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.
  7. Помощь в организации дел. Дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте, особенно при таких серьезных изменениях в своей жизни. Можно обсуждать и планировать дела вместе, давать конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: «то, что происходит с тобой, – нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, «мы справимся» и т.д.

В этот период родителям очень важно не ждать быстрых результатов, замечать и ценить даже самые небольшие изменения к лучшему. Главное достижение этой стадии – это формирование взаимного доверия.

На следующей стадии наступает стабилизация взаимоотношений, когда и взрослые, и дети уверены друг в друге. Отработаны механизмы разрешения конфликтов, изменилось поведение ребенка и других членов семьи, с учетом новых условий вырабатываются новые привычки и семейные ритуалы, традиции.

Если родители понимают, что процесс взаимного привыкания очень долгий и кропотливый, адаптация проходит успешней. Ребенок принимает изменения в своей жизни и меняется сам. В процессе адаптации семьи приходят удовлетворению своей ролью и обстановкой в доме.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.